Главная

« Назад

Вдохновение Видовданом 14.03.2025 16:29

 

Призыв Милоша Обилича

В детстве у меня была замечательная книга – Детская историческая энциклопедия. Она была, как и все энциклопедии большая и толстая и досталась она мне от бабушки Гали, в её доме книг было очень мало, но зато была эта жёлтая энциклопедия, которая очень сильно повлияла на мою жизнь.

В молодом возрасте я не очень много читал, всяческие отлынивая от чтение нужных книг. Но это не касалось замечательной энциклопедии, открывая которую я погружался в удивительный мир.

Было мне не более десяти лет, но я уже хорошо знал много исторических личностей, я переживал их судьбы, история стала главным моим учителем и конечно я выбирал героев на кого мне хотелось быть похожим.

Особенным героем для меня стал Милош Обилич – сербский витязь заколовший турецкого султана прямо в его шатре. Турки пришли поработить сербов и случилась битва на Косовом поле. Во время этой битвы Милош Обилич пожертвовал своей жизнью ради свободы собственного народа. Автор текста о Косовской битве в Детской энциклопедии очень вдохновенно описал борьбу сербов и подвиг Милоша Обилича.

В 1998 году я познакомился с Лилиной Булатович, замечательной женщиной и журналистом. В то время она работала в сербском журнале «Иллюстрированная политика» и она попросила меня, как русского добровольца, дать интервью для этого издания. Главный вопрос был стандартным, почему я оказался на войне.

Сербы очень часто задавали этот вопрос. И мы русские добровольцы уже устали отвечать на него, порой давали какие-то глупые, иронические ответы.

Но я, несмотря на молодость, старался отвечать серьёзно. В самом начале своего добровольческого пути я нашел то единственное слово, которое кратко и четко объясняло мотивы моего поступка.

На сербские вопросы я отвечал, совесть меня привела к вам, на вашу войну, помогать вам мои братья точка. В последствии я узнал, что слово совесть на сербском звучит, почти как на русском – савесть. А ещё позже я узнал, что слово совесть означает весть от Бога, божий совет.

Но когда я давал интервью Лиляне Булатович, я немного задумался и вспомнил свою детскую энциклопедию, вспомнил то, что я читал про Косовскую битву и про Милоша Обилича. И ответил я на обычный сербский вопрос не как обычно:

- Меня привёл к вам Милаш Обилич. В детстве я хотел быть похожим на него и вот теперь я русский доброволец в Милошевой рати, сражаюсь за сербское дело.

В то время вторая битва на Косовом поле только разворачивалась. До натовских бомбардировок оставалось меньше года.

Милош Обилич убивает турецкого султана

Милош Обилич убивает турецкого султана

 

Видимое на невидимом

Про битву на Косовом поле я знал с детства. Но духовная суть и смысл тех древних событий, был скрыт от меня. Скрыт он был, потому что закрыто было от нас в коммунистические времена великое богатство православной духовности. И не кому нам было раскрыть это богатство, хотя душа непрерывно искало его.

Потребовалось много времени чтобы прикоснуться к тайне Косовской битвы. Пришлось пройти войну, ранения, сложные духовные и нравственные переживания. Надо было встретить человека, который бы поведал невидимую суть видимых вещей. Таким человеком для меня стал Мирослав Топалович. С ним я повстречался после войны боснийской, перед войной косовской 1999 года. Случилось это в маленьком сербском городке Пале, недалеко от Сараево. Мирослав был очень вдохновенным человеком. Он стремился постичь духовные тайны, которые скрыты от большинства людей, и при этом он старался донести до других суть произошедшего, происходящего и грядущего.

Вечером в его доме, который был самым бедным в городе, по сути это была настоящая хижина, собиралась целая компания, или как говорят сербы друштво. В основном в гости Мирославу заглядывали соседи мужчины, было много молодых людей. Сидели, пили кофе, играли в шахматы, смотрели телевизор, обсуждали политические события и самое главное слушали Мирослава, его вдохновенные рассказы. Никто не куда особенно не торопился по босанскому обычаю, время в Боснии не имеет значение. И мне очень повезло, оказаться в друштве этого сербского мыслителя.

В своих беседах Мирослав всегда обращал внимание на суть вещей и явлений. Он открывал необъятный мир православной духовности.

В чем сокрытая на первый взгляд невидимая, но при этом главная сторона русского добровольчества в Сербии, что такое любовь и жертва, роль России и русских в мировой истории, духовная сторона Куликовской битвы – всё это и многое другое объяснял мне Мирослав. И конечно он рассказывал мне про Косовскую битву и её героев.

Беседы Мирослава обладали огромной силой воздействия. Слушая их, очень хотелось изменить свою жизнь, соответствовать тем высоким идеалам, которые проповедовал Мирослав.

А ещё было большое желание пересказывать услышанное от Мирослава другим людям. Я рассказывал и видел, как загорались у людей глаза от услышанного, как будто их душа только и ждала этих слов. Особенно моих слушателей впечатляла Косовская история.

Мирослав Топалович

Мирослав Топалович

 

Косовский выбор князя Лазаря

Народное предание говорит о том, что сербскому предводителю князю Лазарю свыше предложен был выбор между царством земным и Царством Небесным. Земное царство это победа над турками, величие и слава сербского государства. А Царство Небесное для князя Лазаря и всего сербского народа откроется через поражение и гибель на Косовском поле.

Князь Лазарь принимает решение после мучительных раздумий

Милый Боже, как же поступить мне

И к какому прилепиться царству:

Изберу ли Царствие Небесное?

Изберу ли царствие земное?

Если ныне выберу я царство,

Выберу я царствие земное,

Краткое есть царствие земное,

Небесное же Царство от века и до века ...

Выбор сделан, и сербская рать с развернутыми знамёнами с великой радостью двинулась на Косово поле к своей погибели и к вечной жизни и славе.

Святой Николай Сербский пишет:

«В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово — это уникум в двадцати вековой истории христианского мира.»

Все что происходило в 1389 году на Видовдан на Косовом поле настолько врезалось в сербскую душу что на многие века стало живительным лекарство в невзгодах и вдохновением в победах.

Но самое главное — это выбор святого князя Лазаря для всего сербского народа, выбор этот открытые двери в Царство Небесное. Поэтому невзирая не на что сербы прославляют святого князя и его выбор, и всех косовских воинов-мучеников.

«Народное сознание считает косовскую жертву богоугодным делом. Ибо кто со Христом страдает, тот со Христом и спасется. Кто со Христом распят, со Христом и воскреснет.

Ибо поражение, понятое как поражение, не сможет никого воодушевить. Ведь и сама Голгофа без Воскресения никого не смогла бы ни вдохновить, ни укрепить.» (св. Николай Сербский).

Святой князь Лазарь

Святой князь Лазарь

 

Дохристианский Видовдан

Предположу, что Видов дан широко отмечался сербами и до Косовской битвы. Отмечали его сербы и в дохристианскую эпоху, об этом свидетельствует само название – Видовдан.

Славянский языческий пантеон богов не был иерархичным. Не было главного божества, такого как Зевс у греков или такого как Юпитер у римлян. Каждое племя, каждый род, а возможно и каждое село имело своё главное божество. Возможно, что в сознание древних славян эти божества даже воевали между собой, и делали они это руками своих приверженцев. Проигравшее божество лишалось своего капища.

Святовид был одним из главных славянских божеств, оспаривая через людей первенство у Перуна, Сварога, Велеса и других.

Сведение об этом боге мы получили из хроник германских завоевателей южнобалтийского поморья. Германцы употребляют и другие имена этого бога – Свентовид или Свинельд. Ясно одно что Святовид был светлым, добрым богом, и излучал светлое сияние и ведал или видел суть вещей и событий, его ещё называли богом ясного дня.. Скорее всего он был противником чернобога, властителя преисподни, и сражался с ним.

Единственные известный славянский языческий храм был посвящен именно Святовиду – богу света, добра и ведения. Находился этот храм в месте совершенно особом на острове Руян в Балтийском море, сегодня этот остров принадлежит Германии и называется Рюгент.

Хочу отметить, что всё это не вымыслы современных неоязычников, а свидетельства тех немцев и датчан, которые разрушали храм Святовида на острове Руян.

Святовида почитали западные славяне. Именно у них получили особенное развитие языческие культы. Эти славяне жили на землях современной восточной Германии и Чехии (Полабье) и на южном побережье Балтийского моря(Поморье, Померания). Развитие религиозного сознания у полабских и поморских славян привело к появлению славянских языческих храмов.

Возможно, что главный храм Чехии Сабор святого Витта, который находиться в предместье чешской столицы – Вышеграде имеет отношение к почитанию западными славянами (а чехи как раз и есть западные славяне) Свято вида. Храм святого Витта в чешском Вышеграде был построен в 925 году, в это время ещё существовал храм Святовида на острове Руян. Возможно, устанавливая почитания святого Витта в чешских землях христианские проповедники стремились отвлечь внимание славян от языческого бога Святовида. Думаю, что в данном случае очень важным являлось звуковая схожесть святого Витта и СвятоВида.

У предков русских, восточных славян, до появления полноценных языческих храмов дело не дошло, всё ограничивалось отдельно стоящими идолами и священными рощами. У южных славян, предков сербов и болгар, был ещё более детский, наивный взгляд на духовный мир. Черноризец (монах) Храбр, по роду славянин-болгарин пишет о религиозном сознании южных славян до принятия христианства: «Прежде убо словене не имеху книг, но чротами и резами четеху и гатааху, погани суще». - Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резов.» Этот достойный автор не упоминает не языческих славянских храмов ни идолов у южных славян, а лишь о неких гаданиях. Предположу, что эти гадания имели примитивный характер, и сохранились на Балканах до сего дня.

Возникает справедливый вопрос, какое отношение имеют сербы к поморским и полабским славянам, так ревностно почитавших Святовида. Дело в том, что помимо нам хорошо известных балканских сербов, есть ещё и сербы полабские, которые более тысячи лет проживают на землях современной Восточной Германии.

Вероятнее всего сербы балканские и сербы полабские когда-то составляли одно целое, и поэтому сохранили не только общее самоназвание, но и некоторые древние обычаи, такие как почитание Святовида и Видовдана. Это конечно предположение, но есть еще некоторые любопытные особенности обычаев балканских сербов.

Праздник Святовида, дохристианский Видовдан, отмечался после первой жатвы, а это на Балканах приходится на конец июня, по новому стилю. Древнему Святовиду в этот день приносили жертву в виде круглого хлеба, пирога, каравая или калача. Пирог этот должен был быть непременно круглой формы, от сюда и слово калач, происходит от древнего «коло» - круг.

У сербов повсеместно распространён древний обычай празднования крестной славы. Каждая семья и род имеет своего небесного покровителя – святого, в день памяти которого широко празднуется крестная слава. Обычай этот очень древний, кто-то даже считает, что именно в день крестной славы тот или иной род принимал крещение, переходя от язычества в христианство.

В день крестной славы святому покровителю семьи приноситься в жертву священный хлеб круглой формы. Этот хлеб называется славским калачом, его особым образом освящает священник. Чин освящения славского калача вошел в сербский православный священнический требник.

Всё что происходило с людьми до Христа есть подготовка к пришествию и принятию Спасителя и Его божественного учения. Во многом языческие верования есть осколки истинного ведения о Боге, которые получили Адам. его дети и пророки.

Видовдан это не просто механическое наложение языческой традиции на христианскую, это что то несравненно большее. Христиане-сербы славят не Видовдан древнего языческого бога, а самого Христа и первохристианского мученика Витта, имя которого значит «утверждающий жизнь».

Многие народы праздновали тысячи лет в день зимнего равноденствия рождение нового солнца. Не зная Христа, они славили Его будущее Рождество. И это нашло своё отражение в Рождественской молитве:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.»

Все это говорит нам о том, что время не линейно, о том что Христос превечен, о том, что его жертва за нас вне времени и вне пространства. Говорит это нам и о том, что люди всегда чувствовали, что есть Бог истинный и пока им неведомый, алтарь которого увидел апостол Павел в Афинах.

Древние славяне предчувствовали особое значение Видовдана в их будущей судьбе. Точно так же, как мы сегодня чувствуем особое духовное значение Косовской битвы для нас. Всё это разные символические ряды одно и той же духовной сущности.

-4

 

Вдохновенные песни

Вся косовская история — это сплошная поэзия. И знаем мы о ней не столько из жизнеописаний святых, а сколько из огромного наследия народного эпического творчества сербского народа. Именно эпические косовские песни донесли через века вдохновляющею силу косовских событий.

Косовский эпический цикл очень большой, в него входят не только изложение битвы на Косовском поле, но и события ей предшествовавшие и то, что происходило после битвы, описание отдельных поступков отдельных героев.

Косовские эпические песни были записаны только в начале XIX века, до этого их передавали из уст в уста гусляры и монахи. На протяжении многих сотен лет эти песни-поэмы укрепляли дух сербского народа, находившийся под тяжким турецким игом.

После того как косовские песни были записаны, они стали источником вдохновения для многих поэтов.

Особое место занимают стихи и песни посвящённые Видовдану. Все они пропитаны особенным духовным вдохновением. Видовдан вдохновляет не только сербских поэтов, ему посвятили свои произведения и русские, а возможно и представители других народов и наречий.

Когда-то я услышал и смог разобрать слова сербской песни «Видовдан», у неё очень захватывающая и пронзительная мелодия, в ней есть и радость, и грусть, и надежда. С такой песней легко идти на бой, с ней легко приносить жертвы за Отечество за народ. На мой взгляд эта песня отражает глубинный смысл Видовдана - преображения поражения в победу.

Видовдан!

У небо гледам Пролазе вјекови,

Сјећања давних једини лекови.

Куд год да кренем теби се враћам поново,

Ко да ми отме из моје душе Косово!

Ко вечни пламен у нашим срцима

Косовског боја остаје истина.

Куд год да кренем теби се враћам поново,

Ко да ми отме из моје душе Косово!

Опрости Боже све наше грехове,

Јунаштвом даруј кћере и синове.

Куд год да кренем теби се враћам поново,

Ко да ми отме из моје душе Косово!

Автором этой песни является Милутин Попович-Захар

А вот и замечательный поэтический перевод этой песни:

Видовдан!

Годы под небом – словно мгновения,

Воспоминанья – нам исцеление.

Вечно со мною след того века грозного;

Нет, не сумеют вырвать из сердца Косово!

Пламенем вечным в памяти издавна

Косовской битвы верная истина.

Вечно со мною след того века грозного;

Нет, не сумеют вырвать из сердца Косово!

Господи Боже, даруй прощенье нам,

Даруй отвагу верным твоим сынам.

Вечно со мною след того века грозного;

Нет, не сумеют вырвать из сердца Косово!

Прекрасный перевод русского поэта Евгения Капустина.

Моё личное погружение в косовскую историю совпало с моим воцерковлением. В песне «Видовдан» меня особенно впечатляло отсутствие горделивости, столь свойственной балканским народам, смирение, благоговение перед святыней. Особо сильно звучат мольбы о прощении грехов и о даровании силой и геройством сыновей и дочерей. Автор справедливо говорит, что способности к совершению подвига приходит к нам через наше покаяние.

Самой яркой песней на русском языке посвященной Видовдану стала песня, которую стал исполнять известный российский рок-музыкант Валерий Кипелов.

Песня эта называется «Косово поле».

Стихи к песне написаны Маргаритой Анатольевной Пушкиной. В этой песне чувствуется особенное видовданское вдохновение Вот что говорит сама автор стихов:

«Песня не содержит политических деклараций и докладов. Это - обобщение, переживания человека, прошедшего через огонь этой битвы и как бы через огонь всех последующих битв христиан с мусульманами, включая и последние события в Югославии.

Тема Косова поля мучила меня очень давно, но не было подходящего случая для ее воплощения. Как-то я села и написала стихи. Прочитала по телефону Кипелову - тот не поверил, что это мое. Потом заявил, что берет эти стихи для себя безоговорочно.»

Моё поле без конца и края

Моё поле кровью напоенное

Что случится в будущем, я знаю –

Поругание, да купола сожжённые

Не покинуть мне Святую Землю

Я вернусь в неё звездой упавшею

Вместе с ветром пролечу я тенью

Над разбитым сердцем войска нашего

Косово поле, поле Косово –

Поле чёрных дроздов

Косово поле, поле Косово –

Поле чёрных дроздов

Здесь граница света с силой вражьей

Темной силою, пленённой знаком Дьявола

Здесь легли за крест, за землю нашу

Расцветём весной цветами мака алого

Очень сильные слова.

Удивительно, но кто бы не творил вдохновлённый Косово, ему всегда удаётся уловить глубокий духовный смысл древней легенды. Ибо это одна из тех легенд, которые отражают сущностную реальность.

Есть и другие русские песни посвящённые Косово и сербам. Во время натовской бомбардировки Югославии в 1999 году весь русский народ, несмотря на собственное унизительное положение, гневно возмутился вопиющей несправедливости. В те дни варварских бомбардировок наш народ впервые после многих лет национального унижение явил единодушие. События в Югославии 1999 года стали отправной точкой нашего возрождения. На волне тех событий появилась песня рок-группы «Коловрат» «Косовский фронт», которая стала очень популярной в молодёжной патриотической среде.

Самолеты НАТО вновь бомбят Белград.

Мирные кварталы под огнем.

В помощь мусульманам янки шлют солдат

и в боях проходит день за днем.

Нашим сербским братьям помощь так нужна:

Им одним сейчас не устоять.

Светлая победа, как она важна...

Косово албанцем не отнять!

Косовский фронт, где-то там далеко.

Враг не получит и метра славянской земли.

За отчий дом умирают легко.

Мы бились в Косово если б могли!

Взорваны Балканы яростной войной,

Нет теперь пощады никому.

Все ради свободы нации родной.

Кто её унизит смерть тому!

Сербия для сербов-это их страна!

Пусть живут одни без чужаков.

Мы едины с ними, станем как стена.

Вскинем сотни бравых кулаков!

Русский доброволец руку братьям дай

Будь, готов бороться до конца!

Меч возьми скорее и зло покарай!

Не жалей разящего свинца!

-5

 

Русский доброволец руку братьям дай

После оккупации сербского Косово и Метохии натовскими войсками в 1999 году сербское население этого края оказалось в катастрофическом положении. 200 000 косовских сербов стали беженцами, а те, кто остался фактически живут в тяжелейших условиях, в гетто. Албанские террористы разрушили более 150 православных святынь.

Множество русских людей отправились в сербское Косово в оккупированные районы с тем чтобы доставить помощь людям и морально их поддерживать. Это были группы людей и были одиночки, и было их немало.

В 2008 году после незаконного провозглашения независимости албанцами Косова на пространстве Русского мира было создано общественное движение «Косовский фронт». Основной целью этого движения было оказание помощи делу освобождения сербского Косова.

«Косовский фронт» объединил отдельных людей, группы и целые организации, которые ранее активно помогали Сербскому Косово. Движение реализовала несколько важных для косовских сербов программ. А в 2014 году свой опыт и энергию «Косовский фронт» направил на помощь восставшему Донбассу, в защите которого принимало участие не мало сербов.

Видовдан это одна из тех историй, которая одинаково вдохновляет и даёт силы сражаться за Вечные Истины многих людей в разных странах и в разные эпохи.

-6

 

Гаврила Принцип – новый Милош Обилич

Говоря о Видовдане нельзя не вспомнить сербского героя Гаврилу Принципа.

В 1914 году началась Первая мировая война. Как известно поводом для неё послужило убийство молодым сербом Гаврилой Принципом австрийского престолонаследника Франца Фердинанда.

Для большинства людей в мире Гаврило принцип является убийцей и террористом, действия которого привели к страшной трагедии, началу Первой мировой войны. Для русских это трагедия вдвойне, ибо они потеряли своё Православное царство.

Но для, а до недавнего времени и для других югославских народов, Гаврило Принцип и его соратники были героями — ликвидаторами лидеров ненавистных оккупантов. В 1995 году русских добровольцев, которые воевали в Сербской Боснии, наградили медалями за храбрость, на которых изображён Гаврило Принцип.

Австрия получила контроль над Боснией и Герцеговиной в 1878 году, до этого эта страна долгое время была провинцией Турецкой империи. Это случилось после русско-турецкой войны, в которой Австрия не участвовала. Так водится у лукавых латинян и германцев, не сражаясь получать прибыли и приобретения.

Сербов в то время в Боснии проживало более 70 процентов. И, конечно, же сербы хотели присоединиться к сербскому государству, а не к Австрии. Они рассматривали её действия как оккупацию.

В 1908 году австрийцы аннексировали Боснию, замечу без какого-то не было референдума. И это действие вызвало бурю негодования среди сербов, а также в сербских государствах Сербии и Черногории. Из-за этого боснийского кризиса Первая мировая война чуть было не началась на шесть лет раньше.

Против австрийской оккупации Боснии выступали не только сербы. В организацию «Млада Босна» входили боснийские славяне-мусульмане, и хорваты-католики. В основном это были молодые люди, в среде которых были популярны идеи объединения южных славян в одно государство — Югославию. Их лозунг был – «объединение или смерть».

Несмотря на непопулярность австрийских властей в среде проюгославски настроенной радикальной молодёжи, австрийцы предпринимали действия по унижению и провоцированию сербов. В июне 1914 года австрийский престолонаследник прибыл в Боснию на военные манёвры. Он должен был торжественно въехать в Сараево 28 июня в священный для сербов день Видовдан. Это была явная провокация. По значимости Видовдан для сербов, можно сравнить с нашим Днём Победы. В этой связи ответные действия горячей сербской радикальной молодёжи были неизбежны.

Я не пытаюсь оправдать действия Гаврилы Принципа. Убийство перед Богом и людьми всегда остаётся убийством – тяжким грехом. Уже в заточении сербский юноша раскаялся и принёс извинения. Мне хочется обратить внимание на то, что югославская молодёжь боролась против оккупантов своей страны, так же как это делали советские пионеры-герои и комсомольцы – «молодогвардейцы». И ещё хотелось обратить внимание на то, что австрийские власти всячески провоцировали сербскую молодёжь на радикальные действия.

Австрия и Германия несмотря на умиротворяющую позицию Сербии, которая была готова выполнить практически все условия австрийского ультиматума, всё-таки довели ситуацию до войны. И поэтому вина за первую мировую войну лежит полностью на германской нации.

Режиссёр Эмир Кустурица по этому поводу сказал: — «Гаврило стрелял в Фердинанда не в Вене, а на сербской, захваченной австрийцами земле.».

-7

 

Попытки обесвятить Видовдан

Наши враги стремятся к тому, чтобы лишить нас сакральной, таинственной силы, которую мы славяне именуем благодатью Божьей, и которая всегда поддерживала наш православный народ. История современного Косова и есть такая попытка - через осквернение наших святынь лишить нас благодати и жизненных сил. В этом же ряду находится выдаче последнего югославского лидера Слободана Милошевича незаконному судилищу в Гааге.

На Видовдан 2001 года Запад потребовал выдать бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, который в течении 10 лет вёл борьбу с коллективным Западом. Милошевич был арестован 1 апреля 2001 года, его экстрадиция в Гаагу была лишь вопросом времени и техники. Но на Западе потребовали выдать его именно на Видовдан, чтобы таким образом ещё раз унизить сербов и символически оформить сербскую капитуляцию.

Застенки не сломили Милошевича, до самой своей смерти он сражался за честь своего народа. Из тюрьмы он обратился к русским, призвал нас быть едиными, так как Запад непременно желает нашего уничтожения:

«Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Белоруссии на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!»

Несмотря не на что сербы остаются верны своей памяти своему Видовдану. И это всем нам даёт надежду на возрождение сербского народа.

-8

 

***

Мощь видовданского вдохновения настолько велика что хочется косовскую историю пересказывать вновь и вновь – вовлекая в эту тайну все большее количество людей. Не грустью а вдохновенную радостью отзывается в душах Косовская история.

Высшие сила, Божья воля определяет наше бытие, но выбор между добром и злом всегда остаётся за человеком. И если мы делаем выбор в пользу воли Божьей то любое поражение становится нашей победой. В этом и есть суть Видовдана.

-9

Источник https://srpska.ru/article.php?nid=33645

Александр Кравченко

Март 2025 года


Copyright © 2010
Всероссийское общественное движение
“Косовский фронт”
Rambler's Top100