Косовский завет

« Назад

Косовский завет в ХХI веке – сербы в истории мира 08.08.2010 22:39

Основная часть текста - напрямую переведенные части текста книги «Святой князь Лазарь и косовский завет» издательства «Светигора» (Цетинье, Белград), опубликованной в 2007 г. Остальное составляют выводы автора на основании сведений современной истории региона, данные по которой в данном докладе для краткости опускаются
     

     

     
«Князь Никола с Цетиня выступает...
     
К Вучьему долу встретить Муктара.
     
Гремит войско дикое и страшное -
     
Сорок тысяч турок,
     
Надо стоять за кровь и свободу...
     
...Раскрыли знамена крестовые,
     
А Причастие перед боем горячим
     
Приняли у церкви реговачкой.
     
Там воины Богу помолилось,
     
Прося удачи в ратном деле,
     
И поклялись перед святым алтарем -
     
Обиличем и царем Лазарем,
     
Видовданом и богатырской славой,
     
Василием и святым Павлом -
     
Три паши султановых встретить,
     
На Вучьем доле за Косово мстить...»
     
(Сербский народный эпос, Черногория, XIX в.)

Мало осталось наших современников, которые не слышали бы о Сербии и о Косово, и о тех тяжелых событиях, которые там развиваются. Но не так уж много людей, живущих вне Балкан, которые знали бы, что кризис на Косово появился не за последние десять лет. И еще меньше людей, которые понимали бы, в чем настоящая ценность Косово для Сербии и сербского народа, живущего как в Сербии, и в Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии и соседних странах, так и во всем мире.
     
Сочувствующие люди уже могли узнать, хотя бы из телевизионных известий, что Косово веками было сербской землей, что это неотъемлемая и богатая часть территории современной страны, что это центр сербской истории и культуры, что оно полно величайшими святынями - храмами и монастырями, важных и по своему духовному значению, и по неописуемой красоте. Но почти никто, кто не серб, не знает, в чем главная причина, по которой Косово является святой землей, сердцем Сербии, и почему его отстаивают вопреки тому, что там живет уже больше 90 % албанцев, и вопреки существованию террористической армии, готовой в любую минуту перебить оставшихся сербов и уничтожить любые следы их исторического существования на Косово.
     
И почему в народной песне, которую мы слушали в начале, и которая поет о знаменитой Вучедолской битве (1876 г.), упоминаются события 14ого века? Почему сербское войско, отправляясь на смертный бой, клянется «Обиличем и царем Лазарем», погибшим в битве на Косово в 1389г? Почему они готовы «на Вучьем доле отомстить за Косово»?
     
Чтобы дать ответы, надо объяснить, что значит Косовский завет в истории и сознании сербов. А для этого, конечно, надо вернуться в прошлое.
     
Следы и свидетельства о присутствии славянских племен и сербов на Балканах уходят в глубь веков. Но исторический расцвет сербской державы, особое развитие сербской культуры и самоосознания начались в эпоху Неманичей (вторая половина 12ого в - вторая половина 14ого в).
     
Основателем династии был великий жупан Стефан Неманя (святой Симеон Мироточивый). Он борьбу за сильное и независимое от Византии сербское государство неразрывно связал с борьбой за укрепление и сохранение православной веры в своем народе. Он был не только великим правителем и воителем, но и просветителем сербов, а по преставлении сподобился святости и стал и небесным предстателем за свой род.
     
По его молитвам почти в каждом поколении его потомков, правящих Сербией, являлись святые. Первые из них - его сыновья, святой Стефан Првовенчани - венчаный первым сербским королем, и святой Савва, добившийся автокефалии сербской православној церкви и ставший первым архиепископом сербским. Святой Савва стал и величайщим небесным покровителем сербов, а его духовное наследие стало известным под названием светосавле (святосавское православие). По словам преосвященнейшаго епископа рашско-призренскаго и косовско-метохийскаго Артемия, «святосавское сербское Евангелие в сжатом виде гласит так: «Все за Христа, а Христа ни за что».
     
Таким образом, время правления Неманичей стало не только порой расцвета государства , но и периодом глубочайшего внедрения православного христианства в душу, жизнь и сознание народа и его правителей. Именно вера Христова и стала стержнем и силой Сербии. Красоту, силу, богатство и благочестие сербской средневековой державы трудно даже представить в наше время, глядя на обесиленную и обнищавшую Сербию.
     
После смерти царя Уроша, последнего из Неманичей, династия получила достойного наследника не по крови, а по духу - князя Лазара Хребеляновича, ставшего «самодержцем всех сербов». Он был известным и как мудрый и миролюбивый правитель, ревнитель веры, защитник слабых, покровитель письменности и искусства, основатель многих обителей и храмов и благотворитель монастырей не только в Сербии и на Афоне, но и на Синае, в Палестине и в Валахии. Особенно велико дело примирения сербской церкви со Вселенской патриархией, которому он покровительствовал и способствовал.
     
Конечно же, когда на территории Балкан во второй половине 14в. стали врываться войска турок, расширяющих свое государство огнем и оружием, князь Лазар стал на защиту своего народа и своей веры.
     
В 1389 г. Турецкий султан Мурат готовился к решающей битве против князя Лазара, собирая огромное войско из покоренных им областей Европы и Азии. Князь Лазар же делал все возможное, чтобы собрать сильное войско из разъединенных, погрезших в междоусобицах сербских господ, из которых многие боялись мести турок. Сознавая свое тяжелое положение, князь обратился к сербам с мольбами и упреками.
     
По древнему преданию, перед битвою князю явился Ангел Господень с вопросом, к какому царствию он приклонится, земному или Небесному? Помолившись, князь ответил, что «Царство земное мгновенно и преходяще, а Царствие Небесное навсегда и во веки...»
     
В этих словах и состоит косовский завет, заключенный не только святым князем, но и в его лице и всем родом сербским во имя Христово. Косовский завет вырос на корнях святосавия, это венец Сербии Неманичей и важнейшая из всех святынь Косово...
     
Как свидетельствует летопись, князь перед битвой обратился к своему воинству: «Вы, о други и братья мои, вельможи и благородные, воители, воеводы, великие и малые, сами познали и видели, какие блага Бог даровал нам в жизни сей (...) Посему, если что нам не по воле нашей и болезненно будет, да не будем Ему недобротворны и неблагодарны за это... Лучше нам в подвине умереть, чем в позоре и рабстве жить... Много мы пожили за мир, потщимся тогда вскоре подвиг страдальческий принять, да поживем вечно на небесах. Назовем себя воинами Христовыми, страдальцами за веру, да в книге животней запишемся. Не пощадим тел наших в борьбе, да от Подвигоположника венцы светлые примем. Страдания рождают славу, а труды приводят к упокоению.»
     
Войско же ему отвечало: «...Умрем, да присно живы будем, принесем Богу себя в жертву живую, не как некогда во временном и обманном наслаждении, а в подвиге крови своей... Мы, о други и соратники, возьмем тяжесть прежних воителей, которые ныне у Христа, да со Христом прославимся...»
     
Битва произошла в день святого мч. Вита - Видовдан, 15ого июня 1389г. на Косово, и стала известной и как Видовданская битва. В сознании сербского народа Видовдан - это синоним косовского завета, и Видовдан вместе с праздником святого Саввы являются важнейшими днями Сербии.
     
В косовской битве пал Милош Обилич, который пошел на верную смерть, убив турецкого султана, пал и вес цвет сербского воинства; был взят в плен и обезглавлен и сам свфтой князь Лазарь, так молившийся перед мученической кончиной: «Создателю мой, Судящий грехи наши знаемые и незнаемые, Тебе вопию, Тебе молюсь: прости мне все, что я упустил сотворить по Твоей воле, и спаси сей народ мой, паче же не мой, а Твой, Господи».
     
Но не все сербские воины пожелали Царствия Небесного. Навсегда поносимым в народе осталось имя могущественного государя Вука Бранковича, который со своим войском покинул поле сражения. По словам преосвященнейшаго митрополита черногорскаго и приморскаго Амфилохия, «ему было жаль своего имения и своей власти... как бы сегодня сказали, он был «реальным» политиком твоего времени... но можно стараться выжить, стараться же быть вычеркнутым из истории - это гибель и гад пред Богом, это постыдно перед историей.»
     
После боя на Косово Сербия стала сначала вассалом Турции, а восемдесять лет спустя, в 15ом в., полностью потеряла самостоятельность и вошла в состав турецкого царства. За все века тяжкого рабства память о Видовдане и косовском завете жила в сербском народе, помогая сохранить веру, честь, самобытность и надежду на освобождение.
     
Тело же святого мученика князя Лазаря осталось нетленным и благоуханным. В народном сознании мученический венец, принятый князем, прировнялся к царскому, и святого князя стали называть царем. Это впоследствии переняла и Церковь, величающая святого князя, и его жену, святую княгиню Милицу (преподобную Евгению) званием царским. В последующие века святого князя чтили как одного из самых любимых и славных сербских святителей.
     
Как сказано в книге «Святой князь Лазарь и косовский завет», «Мученическая смерть князя Лазаря и его определение за Царствие Небесное глубоко всажены в сознании сербского народа, который в княжевой жертве увидел свою историческую судьбу. Сербия на Косово поле потеряла царствие земное, но навсегда заполучила Святого который будет всестороне влиять на духовное определение сербского народа.
     
Смерть царя Лазаря и его войска останется уникальным примером духовной победы христианской цивилизации...»
     
Kак Священная Литургия и Причастие Святых Тайн соединяют Церковь и каждого верующего с Тайной Вечерей и Жертвой Христовой независимо от пространства и времени, так и на протяжении веков в сознании сербского народа Видовданская битва и косовский завет были не прошлым, а настоящим, и каждое покление, каждый человек участвуют в них по-своему.
     
Об этом свидетельствуют и две заветные свечи, которые после битвы на Косово святая княгиня Милица, вдова св. Князя Лазаря, оставила в монастыре Високи Дечани в дар «тому, кто освободит Косово от агарян». (Интерестно, что подобные свечи стоят и в Иерусалиме, у Гроба Господня.) Об этом свидетельствует и народный эпос, вроде той песни, которую мы слушали в начале, и в которой поется о участниках битвы, происшедшей в Герцеговине пять веков после косовской битвы, которые клянутся Лазарем и чувствуют себя мстителями за Косово.
     

     
«Царствие Христа, не сходи с креста...»
     
о. иеромонах Феоктист
     

     
По словам Владыки Артемия, «одни видят Косово лишь телесными глазами и оценивают его по меркам материальных ценностей, а другие видят его пробужденными глазами души и меряют его по ценностям вечным...Лишь тот, кто в состоянии жить Царствия ради Небеснаго, может за него и умереть. Это Косовское, Видовданское, Лазаревское зеркало и ныне стоит перед нами.
     
Сербы снова становятся в два табора, под двумя знаменами... Перед каждым сербом, где бы он ни жил, поставлено видовданское зеркало. Ему задается вечный лазарев вопрос - какому царствию он приклонится. Если он помогает выживанию сербов на Косово и Метохии какими бы то ни было образом - словом, делом, желанием, молитвой - то он записывается в стан Лазаря. Если же способствует, опять любым способом, исчезновению сербов с Косово, то он позорно отступает вместе с Вуком Бранковичем...»
     
Борясь за Косово, сербы борются не только за свою веру, за свою землю, культуру, историю, они борются и за душу своего народа, за свое извечное определение за Лазаря, за Христа и Сербию, за Царствие Небесное. Поэтому понятно, что от того, как определится в данный момент сербский народ, зависит его духовное и историческое будущее.
     
Выбор стоит не только перед сербами, но и перед другими народами и государствами, участвующими сегодня в решении косовского вопроса.
     
«Косово - это современая арена, в которую перед глазами всего цивилизованного мира христианы брошены на растерзание зверям.» (Автор слов неизветсен).
     
Вольно или невольно, сознательно или бессознательно, каждый, выбирая свою позицию в решении этого вопроса, выбирает также, на какой стороне он будет - за или против Христа. Ведь совершенно ясно, что одобрить независимость албанцам на Косово - это значит не просто благословить захват чужого бандитскими и террористическими методами, но и одобрить истребление последних оставшихся там сербов и уничтожение всех следов православия на косовской земле.
     
Это заявление может казатся слишком резким, но только для тех, кто не знаком с действительной обстановкой жизни в Косово и Метохии. Автор этих строк неоднократно, с апреля 2007ого до февраля 2008ого гг. ездила на территорию Косово и Метохии и разговаривала с проживающими там сербами. Хотя в данном периоде обстановка кажется мирной, сербское население не может жить в условиях мира, свободы и безопасности. Не прекращаются провокации и угрозы. Несомненно, есть и среди албанского народа многие, кто желает нормальной и мирной обстановки, но среди них все еще живут и те, кто поставил очистку территории Косово и Метохии от сербов своей главной целью. Сербы, которые остались жить в своих домах и селениях, не могут чувствовать себя в безопасности, и никто не может обещать семьям, которые покинули свои очаги, что они могут вернуться, не рискуя собственной жизнью и жизнью своих детей. До нынешнего дня не существует ни одного механизма надежной военной или полицейской защиты сербского населения. И это факты, которые постоянно умалчиваются в мировой общественности и средствах массовой информации.

     
По словам святейшаго патриарха сербскаго Павла, «Чем был бы сербский народ без своих святынь на Косово и Метохии, в свободе и в рабстве? Чем бы и мы сегодня были без них и пред собою, и перед миром?
     
Заветная прародина сербской земли, Косово - наш долг и пред Богом, и пред этим исстрадавшимся народом, который у своих асе более заброшенных очагов хранит святыни, принадлежащие не только сербам, но и всему цивилизованному человечеству.»
     
Косовский завет - это то, что дает силы сербам, которые остаются на Косово и Метохии вопреки угрозам, глумлению и постоянному давлению, грабежам, нападениям и провокациям, вопреки страшной потере своих близких, вопреки нищете, безработице, ограничению свободы движения, постоянным отключениям света и воды и непониманию большей части мира. Так и живут, без героической позы, рисования, больших слов и патетики самые простые, похожие на нас люди. И про них действительно можно сказать, что они живут полной жизнью, потому что когда человек силой веры побеждает страх от смерти, страх от потери имущества и всех благ мира сего, тогда он убеждается что все искушения, даже самые страшные - ничто по сравнению с крепостью и благостью Господней. И тогда человек обретает настоящую силу и свободу. Нет такой тьмы, которая не отступила бы перед светом - и это показывают чудеса, происходящие ежедневно на охраняемых кровью мучеников Косово и Метохии.
     

     
Именно непрекращающаяся Видовданская битва, битва за Царствие Небесное, битва, к которой присоединяются и другие народы, и построенная на ней культура и являются главным вкладом Сербии в историю мира.

     

     
Кондак князю Лазарю
     

     
Как первейшаго поборника благочестия и непостыднаго мученика за истину,
     
Славно и по долгу хвалит тя стадо твое, Богомудрый.
     
Яко имеющий дерзновение пред Христом Богом, славящим тя смирение испроси,
     
Да зовем ти:
     
Радуйся, Святый Лазаре всеславный!
     

     

     
Кондак сербским мученикам
     

     
Да хвалят Господа поля, луга и зеленые холмы,
     
Долины красные, реки бурные и пещеры мрачные,
     
Что были невинной кровью окроплены,
     
Святою кровью Сербских Мучеников,
     
Трудолюбцев и воинов храбрых,
     
Отроков, детей и дев чистых.
     
Да хвалят Бога и безмолвные твари,
     
Господа, всего мира Владыку. 
     


Copyright © 2010
Всероссийское общественное движение
“Косовский фронт”
Rambler's Top100